биоплант / bioplant / biopont (bioplant) wrote,
биоплант / bioplant / biopont
bioplant

Categories:

Тайны русского тюльпана

В "Титулярнике" ("Большой государственной книге") из фондов РГАДА (ссылка), датируемом 1672 годом, в стилизованном, но вполне узнаваемом виде изображены тюльпаны, даже характерное закручивание листьев показано. Например, на странице с родословной российского монарха "от Августа до кесаря":

Титулярник Родословная Тюльпаны.jpg

Крупнее (всё кликабельно):
Титулярник Родословная Тюльпаны 2.jpg

(ссылка на источник, там же интересное обсуждение)

Заинтересовался: когда же "одомашненные" тюльпаны стали известны на Руси? Тут чудеса. В рунете информации нету.

Русская Википедия (ссылка) о связи культурных тюльпанов и России молчит вообще. (В скобках: нельзя сказать, что Россия не имеет отношения к культуре тюльпанов; несколько видов тюльпанов были введены в культуру именно в России в Имп. бот. саду СПб в XIX в.; так что русофобия Википедии нашла подтверждение даже здесь).

На паре каких-то мутноватых сайтов написано, что:
"В России тюльпаны появились с 1802 года" (ссылка), или:
"На Руси... садовые сорта появились только при Петре I. Доступны эти цветы были тогда только богачам... Массово стали выращиваться с конца XIX в." (ссылка1 ссылка 2)

Для справки:
Великое посольство — дипломатическая миссия России в Западную Европу в 1697—1698 годах (ссылка) - что несколько раньше 1672 г., да и Пётр I в 1672 г. вообще... только что родился.

Примерно то же показывает и Google Ngram Viewer (ссылка):
Тюльпан в русских книгах.jpg
(Тут надо ещё иметь в виду неботанические употребления слова "тюльпан", но их немного и они в любом случае вторичны по отношению к растению.)

Посмотрел в нескольких солидных книгах о культурных растениях, изданных при СССР, и снова ничего внятного. Складывается история, что тюльпаны издавна выращивали в Персии-Турции, но в Россию эти шикарные растения не попадали, несмотря на старинные связи с Востоком и отличное развитие садоводства (включая экзоты). А завёз их нам благодетель Пётр Первый из Голландии. Или аноним столетием позже. Хрен знает.

Диллема. Или "Титулярник" надо датировать XIX веком (а не 1672), или тюльпаны XVII-м (а не 1802). Но историческая наука, в любом случае, в минусах. Найти бы ещё информации...

UPD Рисунок садового тюльпана (не имеющего никакого отношения к Южной Америке) ВНЕЗАПНО имеется в коллекции рисунков Марии Сибиллы Мериан (1647–1717), немецкой художницы, дочери, жены и матери художников, энтомолога, которая на два года отправилась в Суринам, чтобы зарисовывать южноамериканских жуков и бабочек. Отважная женщина вернулась нагруженная ящиками с коллекциями, описаниями и эскизами, и вскоре издала великолепные «Метаморфозы суринамских насекомых». Одна из самых больших коллекций работ Марии Сибиллы хранится в Петербурге, в архиве РАН — спасибо Петру I и его окружению. Существует легенда, что царь, в 1717 году находившийся в Амстердаме, пришёл в дом Мериан в день смерти художницы.
«...Купил монарх за знатную сумму живописи славной Марианы, состоящие в двух толстых книгах в Александрийский лист на пергамине, числом более 200, на коих изображены с натуры неподражаемым искусством цветы, плоды, раковины, бабочки и другие насекомые, также и произведения суринамские; а дочь сей Марианы, в искусстве матери своей подобную, принял в свою службу. Сии рисунки государь почитал высоко и всегда оные находились в его кабинете»
источник
0_13a29f_ce412c0f_orig.jpg
Tags: История, Растения
Subscribe

  • Темник ваксера пропагандиста

    Методичка ваксера пропагандиста Если вакцинировались, то: 1) если какие-то осложнения, то это вы сами настолько больны, а вовсе не вакцина так…

  • QR-коды

    имхо дело именно в куаркодах, прививки это только предлог навязать всем эти куаркоды сделать их обязательными для посещения всего потом неугодным по…

  • В копилку конспирологам-ковидникам:

    "Подпись" Гинцбурга на официальной инструкции по применению вакцины "Спутник V" очень похожа на штамп-факсимиле. Сравните одинаковую ширину и…

promo bioplant november 15, 2018 10:49 16
Buy for 100 tokens
Почитал очередной пост на "Пикабу" [ ссылка 1] и тут же заметил странность: в тексте из поста и на аудиозаписи одного из первых исполнений было расхождение. Ну, мало ли кто что написал в интернете. Стал искать более или менее официальный текст песни, зародившейся в 1938 г. Не нашёл!…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments