биоплант / bioplant / biopont (bioplant) wrote,
биоплант / bioplant / biopont
bioplant

Оппозиционность (ещё одна попытка анализа)

Оригинал взят у nchudova в Оппозиционность (ещё одна попытка анализа)
Два дня все обсуждают марш памяти Немцова. Сразу скажу - не ходила, поскольку как политик и как человек Немцов не кажется мне ни значительным, ни привлекательным. Но вот в сети опять разгорелась дискуссия о свойствах тех, кто пошёл на это мероприятие.
Вот что это - глупость (ну смешно ж всерьёз воспринимать тексты Н., ну не мыслитель, чо уж тут), подростковый вопрекизм (лишь бы высказаться против "власти", а повод любой сгодится), "проплаченность" (знаем-знаем, не впрямую, так от самой системы распродажи страны выгоду имеют в виде "креативной" работы в к-н зап.фирмах и фондах), русофобия ("Ну не люблю я тебя, Иванов, не лю-б-лю!")? Мне наиболее интересной показалась версия А.Кириченко - в основе и интеллигентского протеста, и социалистического, и нацистского (а ходят на такие митинги представители всех трёх "внесистемных опппозиций") лежит антихристианство. И потому они, как и публика на Майдане, значительно дальше от европейской культуры, чем любая деревенская бабушка Донбасса или Алтая. Разумеется, речь идёт именно о европейской культуре, а не о культуре глобализма.
Прежде чем обсуждать эту мысль дальше, сразу отмечу, что а) речь идёт о мироощущении, а не о воцерковлённости (вон сторонники Филарета бьют православных священников, хотя в церковь ходят усердно), б) речь идёт о разнице в организации картины мира, а не о моральных качествах (добрые люди, равно как и мерзавцы есть с обеих сторон, это я просто из личного опыта знаю точно), в) я буду говорить только о христианстве, а не вообще о монотеизме (поскольку европейская (и русская) культура построена именно на христианстве, хотя мусульмане и иудеи внесли свой существенный вклад в развитие Европы и России).
Итак, моё предположение заключается в том, что внехристианское (до- и пост-) сознание видит врагов в конкретных людях, а христиане, во-первых, имеют представление о Враге человечества, а во-вторых, точно знают, что даже разбойник и даже уже на пороге смерти может раскаяться, а потому - "не судите". Таким образом, там где внехристианское мироощущение допускает помещение всего зла мира в какой-то конкретный объект - Ирода, Гитлера, Путина, христианское мироощущение живёт в состоянии напряжения, интриги - следит за действиями конкретных людей, взвешивает каждый раз в какую сторону направлены эти действия - приближают мир к соблюдению заповедей или уводят на путь тех благих намерений, которыми мостится дорога в Ад. Вследствие этого внехристианское сознание склонно к "решительному осуждению" не действий, а людей, что и заставляет их мечтать о скорейшей замене "плохих" на "хороших". Христианское сознание более пессимистично - не верит оно в столь лёгкое разрешение вопросов добра и справедливости, но и оптимистично - помнит, что всякое возможно и человек, пока жив, всегда ещё способен повернуть к добру. При этом у первых нет никаких оснований сдерживать себя в своём желании немедленного улучшения жизни, а у вторых есть немало психологических орудий (от народных присловий до евангельских притч, от примеров мучеников до языковых средств выражения "высокого"), позволяющих им преодолевать импульсивное стремление к справедливости.
Столкновение нигилизма и монотеизма идёт по всему миру, у нас оно принимает форму "западничества" и "почвеничества". В книге Блехера и Любарского эти два типа нашей интеллигенции описаны как "антропоцентричные" и "теоцентричные" и это, мне кажется, очень точным для описания мировой проблемы вообще, но требующим уточнений для каждой конкретной культурной ситуации. Вот для российской существенно то, что теоцентризм у нас воплощён в христианстве (а православие даёт ещё и дополнительные пс.орудия преодоления "мерзостей бытия"), а антропоцентризм - в идейном нигилизме первых "шестидесятников", героическом человек-это-звучит-гордо красных комиссаров, гедонистическом "обращении к человеку" шестидесятников 20в и привычке к сенсомоторному возбуждению "креативных".
А общим для всех нас остаётся необходимость канализации агрессии - оппозиционеры злятся на власть, революцияфобы - на оппозицию, остальные - на начальство, соседей, синоптиков. Поэтому по пс.механизму мы все равны - каждый время от времени получает свою порцию удовлетворения от легитимизированной нашей идеологией собственной агрессии (вот даже крепко воцерковлённые православные с трудом могут отказать себе в удовольствии "проехаться" по католикам). Вопрос только в последствиях - кто-то набьёт морду соседу, кто-то потребует "призвать к ответу" целую группу лично незнакомых ему людей, а кто-то - попробует разрушить сложившийся порядок вещей. Поэтому к драчунам народная мораль снисходительна, "подпевал власти" презирает, а революционеров любого вида - боится и ненавидит. 24 тыс. поклонников захудалых политиков - это капля в море, но 24 тыс. разрушителей кое-как налаженной жизни десятков миллионов - это настораживает. Когда их останется 20 человек, ситуация напряжения сохранится, ведь вам грозят не фингалом под глазом и не увольнением с работы, а разрушением всех социальных механизмов - для вас, вашей семьи, друзей, города, страны. А вдруг и двоих достаточно? Вдруг две воли, соединившись в своих благих намерениях, столкнут весь наш мир на ту самую дорогу?! Поэтому предложения "да выслать их всех!" будут тем чаще звучать, чем более уязвимой будет представляться вся организация жизни страны.
Tags: Дятлы
Subscribe

promo bioplant november 15, 2018 10:49 16
Buy for 100 tokens
Почитал очередной пост на "Пикабу" [ ссылка 1] и тут же заметил странность: в тексте из поста и на аудиозаписи одного из первых исполнений было расхождение. Ну, мало ли кто что написал в интернете. Стал искать более или менее официальный текст песни, зародившейся в 1938 г. Не нашёл!…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments