биоплант / bioplant / biopont (bioplant) wrote,
биоплант / bioplant / biopont
bioplant

Categories:

Петровский Петербург. Облик большинства населения города

Оригинал взят у historian_1984 в Петровский Петербург. Облик большинства населения города

            В этой серии статей мы попробуем реконструировать Петербург эпохи Петра Великого, более конкретно- 1716-1722 годов.

Почему именно эпохи Петра Великого? Во-первых, потому что город был ещё невелик и реконструировать его удобно. Во-вторых, это определяющий и героический период для истории города и всей страны.

Почему именно 1716-1722 гг.? Потому что именно для этого периода изобразительные источники хорошо соотносятся с документальными описаниями городских реалий.

Нашей целью будет создание цельного образа города, горожан и городской жизни указанной эпохи в сознании читателя.

Руководствуясь логическим принципом «от простого к сложному», мы начнём с облика большинства населения Петербурга. Таким образом, мы подготовим актёров и лишь потом нарисуем для них декорации.

Облик большинства населения Петербурга

            Более половины населения Петербурга составляли мастеровые и торговцы[1], носившие традиционную русскую одежду и бороды. Указы Петра Великого 1700 г. об изменении костюма их не затрагивали. При населении Петербурга около 30-40 тыс. человек[2], количество мастеровых и торговцев составляло не менее 15-20 тыс. человек. Средний рост мужчин составлял 165 см.[3], т.е. в среднем люди были ниже наших современников на 10 см.

           Художники петровской эпохи редко уделяли внимание этим людям - в лучшем случае, они выступали в качестве стаффажа на панорамных гравюрах. На таких мелких изображениях подробности костюма рассмотреть невозможно. Однако силуэты безусловно соответствуют облику русских крестьян и мастеровых рубежа XVIII-XIX веков, которыми художники интересовались не в пример больше. Очевидно, что схематичный облик мастерового с гравюры А. Зубова «Панорама Петербурга» соответствует внешнему виду крестьян, изображённых на офорте Х.-Г. Гейслера почти столетие спустя.  









А. Зубов. Панорама Петербурга. Гравюра. 1716-1717. Фрагмент. (РНБ)


Таким образом, в тёплое время одежда мастеровых и торговцев Петербурга состояла из кафтана (или балахона- лёгкого варианта кафтана), портов и лаптей (либо сапог у более состоятельных жителей). Интересно, что одной пары лаптей хватало всего на неделю[4]. На голову обыкновенно надевали шляпу, с которой русское простонародье у нас мало ассоциируется.







           В качестве исподнего использовалась рубаха длиной до колен, перепоясанная ремнём, либо тесьмой. В одной рубахе и портах можно было находиться дома, либо работать на улице в жаркие дни. В норме на улицу выходили в кафтане. Цвет верхней одежды обыкновенно был серым или чёрным, исподней - белым или серым. По праздникам, впрочем, могли одевать цветные кафтаны и цветные же рубахи с позументом по воротнику[5].

Зимой под кафтан надевали тулуп из овечьей шкуры, на руки - шерстяные варежки и кожаные рукавицы почти до локтей, на голову - суконную шапку, отороченную овечьей шерстью. К портам в зимнее время добавлялись подштанники[6].


Женскую одежду Петербурга петровской эпохи мы можем реконструировать по рисунку Ф. Васильева «Капрал докучает жёнкам», относящегося к рубежу 1710-х-1720-х гг.[7].

Основой традиционного русского женского костюма петровской эпохи был сарафан- белого или синего цвета в будни, ярких цветов с вышивкой в праздники. Поверх сарафана для тепла надевалась душегрея - кофта с рукавами или без них. Исподняя женская одежда- рубаха, более длинная, чем мужская и не перепоясанная. Голову обязательно покрывали- кичкой, кокошником, волосником (небольшой шапочкой, как в данном случае), девушки могли ограничиться лентой. Сверху мог быть надет платок крупного размера - повойник. Большинство крестьянок носили лапти и сложно поверить, что лапти были исключены из женского наряда в Петровском Петербурге. Как бы то ни было, на рисунке Ф. Васильева дамы представлены в кожаных или суконных башмачках, надетых, вероятно, на тонкие онучи.

Детей одевали в старые отцовские или материнские рубахи и перепоясывали. В тёплое время это была единственная детская одежда. В холодное время предполагалось, что дети всё время находятся в избе, в крайнем случае, им выдавали старые лапти и порты.[8]

Юрий Нежинский©


[1] Луппов С.П. История строительства Петербурга в первой четверти XVIII в. М.-Л., 1957. С. 32, 33, 35

[2] Население // Три века Санкт-Петербурга. Т. I. Осьмнадцатое столетие. Кн. 2. СПб, 2003. С. 20-21

[3] Миронов Б. Н. Антропометрический подход к изучению благосостояния населения России в XVIII веке// Отечественная история. 2004. № 6. С. 21.

[4] Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998. С. 188-189

[5] Там же

[6] Там же

[7] Гаврилова Е.И. Русский рисунок XVIII века. Л., 1983. С. 10

[8] Детство // Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. СПб, 2003. С. 203-205

Tags: История, Санкт-Петербург
Subscribe

  • “Своим законом превратили людей в России в кормовую базу!”

    Родные истерзанной Тани Лоскутниковой из Бурятии требуют отменить закон об ответственном обращении с животными и наказать виновных 20-летняя…

  • В "Новой газете" завёлся путинский диверсант?

    Иначе как объяснить тот бред, который последнее время пошёл потоком? Сначала они облажались с красным приливом на Камчатке ( ссылка), теперь снова.…

  • ЛОЛ

    "Вы будете гореть в аду за то, что вы взяли деда 78-летнего, нацепили на него микрофон и используете здесь" — Навальный осудил инаугурацию Джо…

promo bioplant november 15, 2018 10:49 16
Buy for 100 tokens
Почитал очередной пост на "Пикабу" [ ссылка 1] и тут же заметил странность: в тексте из поста и на аудиозаписи одного из первых исполнений было расхождение. Ну, мало ли кто что написал в интернете. Стал искать более или менее официальный текст песни, зародившейся в 1938 г. Не нашёл!…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments