биоплант / bioplant / biopont (bioplant) wrote,
биоплант / bioplant / biopont
bioplant

Categories:

Сколько стоит «лермонтов»?

Оригинал взят у radmirkilmatov в Сколько стоит «лермонтов»?
Наследие Лермонтова - интересный повод поговорить об объемах подлогов в Истории. Опыт аудитора говорит: все врут. Врут - не потому, что все кругом - лжецы. Просто врать бывает проще, чтобы соответствовать общим ожиданиям.

У аферистов есть забавное правило: не разрушай чужие аферы, чтобы не разрушали твои. Когда у исторических артефактов нет независимой (внешней) экспертизы — рано или поздно любое замкнутое сообщество приходит к странному «согласию». Эксклюзивное право оценивать исторические «артефакты» - неразрывно связано с умением (и возможностью) подобные «артефакты» создавать. Создается круговая порука: одной рукой создаются шедевры и артефакты — другой рукой шедевры продаются. И тут внешние ожидания доведут любую профессию - до вранья.

О чем речь: автографы Пушкина, Лермонтова, Гоголы — это не только культурное достояние, но и своеобразная «валюта». Дело не только в цене. Хотя цена — ого-го! Очень важный фактор. Наличие подобного артефакта в той или иной коллекции — может свидетельствовать о «благородном происхождении» обладателя этого артефакта — не хуже, чем генеалогическое древо или диплом приличного университета. Наличие нескольких подобных «артефактов» - это ступенька к высокому социальному статусу. Когда изготовитель, оценщик и обладатель оказываются связаны одним мотивом — считай, вариантов нет.

К чему обличения? Существует несколько (для примера) признанных историками автографов Лермонтова.

Когда эти автографы находились в разных коллекциях - их невозможно было оценивать между собой. Вопроса про подделки - даже не возникало. Но с появлением Сети - оценить разные автографы из разных коллекций может любой. И что видно:

Вот черновик стихотворения "Смерть поэта".



Что бросается в глаза? Разная степень нажатия пера на бумагу. Это говорит о разной степени старания. При прочтении текста - очень бросается в глаза, что буквы "д", "ъ", "б", "р" пишутся по разному. Словно автор половину письма старался походить на кого-то другого. Разная толщина особенно заметна при сравнении толщины линии у письма и у рисунка. Почерк мелкий - почти без отрыва.

Но даже не это главное. Главное - проверить материал, на котором сделано письмо, технологию изготовления - и оценить по какой технологии сделаны бумага и чернила. Это не может быть бумага из целлюлозы. Технологии ее изготовления из целлюлозы не будет существовать еще четверть века после смерти Поэта. А если это бумага, сделанная из тряпья и вторсырья - возникает вопрос: как она сохранилась в насколько хорошем качестве? Тряпье подвержено тлению и распаду. Об этом знает любой, кто соприкасался со старыми книгами. Именно по этой причине оригиналы исторических документов хранят особенно тщательно.

Вот другой автограф поэта - то же стихотворение, но - "беловик". Две страницы, в конце второй из них даже подпись - автограф поэта. Вау!! Рука самого Лермонтова.





Однако сравните предыдущий "черновик" - с этим "беловиком". Другой почерк: другой наклон, частые отрывы пера, более крупные и округлые буквы, другое нажатие пера, другая техника написания характерных букв - "д", "ъ", "б", "р"... Иp общего - только содержание документа. Но именно для этих целей и создаются "артефакты". Создать эффект своей "принадлежности" к Личности.

Дайте мне покупателя - и я сделаю для него превосходные автографы - кого? Скажем, президента... сейчас на Путина спрос. И его фотография с дарственной надписью на имя любого желающего, поставленная в кабинете высокопоставленного афериста - в несколько раз может повысить сумму его взяток... Механизм понятен?

Вернемся к Лермонтову. Автограф 3. "Споръ". Присмотритесь и прочтите - хорошо известное:
Как-то раз перед толпою
Соплеменных гор
У Казбека с Шат-горою (* - Эльбрусом)
Был великий спор.




Третий вариант почерка. Более размашистый. Более наклонный. Более мелкий. Другие характерные буквы, плюс - особенное "е" в слове "седовласый". Здесь даже нет речи про то, что само стихотворение написано в другой манере, другим стилем. Даже почерк выдает другого "автора". Просто - когда за "лермонтова" платят больше, чем за любого другого "иванова" - читай, выхода нет. Если автор пишет стихи за деньги - вопрос подписи решается сам-собой за счет рыночной цены.

Четвертый вариант почерка - черновик известного стихотворения
"На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она..."




Что видим? Четвертый вариант почерка. Другие "б", "д", "р", особенные "х" и "т"... Более быстрый и уверенный в себе "поставленный" почерк. Другой наклон, более крупные буквы. Явно карандашный рисунок на листе, который бесспорно повышает уровень доверия к автографу. Ведь известно, что Лермонтов был еще и неплохим художником.

В завершение - выдержка статьи 2002 года:

Сегодня на аукционе Sotheby's, специализирующемся на рукописях и старинных книгах, были проданы ценные документы. Среди них рукописный вариант стихотворения Лермонтова "Кинжал", созданного в 1838 году, который ушел с молотка за 10 тыс. фунтов стерлингов. Письма гениального поэта, написанные с 1839 по 1841 гг., продать не удалось, так как организаторы запросили за них слишком большую сумму.

Отдельно стоит отметить, что выставленные на аукцион письма и приказы Николая I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Екатерины I и Екатерины II были проданы за относительно небольшую цену: от от 550 до 1,1 тыс. фунтов стерлингов.

Кроме вышеозначенных культурных ценностей, среди лотов сегодняшнего аукциона также присутствовали редкие издания научных трудов русских ученых: Михаила Ломоносова, Николая Лобачевского, Дмитрия Менделеева, Николая Пирогова и Ивана Павлова.

Пока не уточняется, участвовали ли в торгах представители государственных музеев. Многие участники аукциона захотели остаться инкогнито. Дело в том, что в последнее время участились случаи краж редких изданий, и никто из коллекционеров, безусловно, не пожелал становиться потенциальной жертвой воров, специализирующихся на антикварных книгах и манускриптах.



ПС. Это правило "не разрушай чужие аферы, чтобы не разрушали твои..." распространено далеко за пределами творчества М.Ю.Лермонтова.

Весь текст современной Библии - сделан на основании находок немецкого авантюриста Константинома (фон) Тишендорфа. В 1844 году он совершенно случайно в одной из библиотек монастыря Святой Екатерины (на Синае) заметил подготовленные к уничтожению листы старой рукописи. Исследовав библиотеку, немецкий учёный обнаружил ещё 86 листов того же манускрипта, которые с разрешения монахов монастыря вывез в Европу и опубликовал под названием «Фредерико-Августиновский кодекс» (поздней - «Синайский кодекс», то есть, практически весь Новый Завет), посвятив его своему покровителю — королю Саксонии....

Экспертизу рукописи Тишендорфу сдалали сами монахи, на основании (не упадите со стула - РК) "экспертизы почерка"...

Так что "лермонтов" - это интересно, но не тот размах подделки.

В 1859 году Тишендорф уже под покровительством русского царя Александра II, вернулся на Синай. За день до его отъезда монастырский эконом принёс ему завёрнутую в красную ткань рукопись. Тишендорф обнаружил, что документ содержит не только значительную часть Ветхого Завета, но и полный Новый Завет в прекрасном состоянии. Тишендорф попытался выкупить рукопись, но безуспешно. Через два месяца Тишендорф, его книготорговец и аптекарь переписали 110 тысяч строк текста рукописи. После переговоров рукопись была уступлена русскому царю. В 1862 году появилось факсимильное издание рукописи в четырёх томах.

В архивах Министерства иностранных дел Российской Федерации в 2010 году было найдено соглашение, подписанное в 1869 году архиепископом монастыря Святой Екатерины на Синае и представителем Российской империи. Архиепископ Синайский Каллистрат III от имени монастыря подтвердил, что рукописи Ветхого и Нового заветов из монастыря были переданы российскому императору. Грамота была передана графу Николаю Игнатьеву, с которым архиепископ Каллистрат встречался в Каире. За Кодекс монастырю было уплачено девять тысяч рублей. Тишендорф привёз кодекс в Санкт-Петербург. Император передал бесценный дар в Публичную библиотеку, где он сохранялся до 1933 года. Тишендорф получил дворянство, земли и деньги.

Когда Автор в течение нескольких лет жил на Синае, продавцы исторических артефактов рассказывали ему эту историю - немного с другими акцентами, превознося находчивость монахов из Катерининского монастыря. Они сожалели, что подобные авантюры с артефактами - удаются только однажды в Истории...

Хотя, кто-то везет же из Египта "древние папирусы" до сих пор.

Tags: История, Книги
Subscribe

promo bioplant november 15, 2018 10:49 16
Buy for 100 tokens
Почитал очередной пост на "Пикабу" [ ссылка 1] и тут же заметил странность: в тексте из поста и на аудиозаписи одного из первых исполнений было расхождение. Ну, мало ли кто что написал в интернете. Стал искать более или менее официальный текст песни, зародившейся в 1938 г. Не нашёл!…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment